Подшипник 209
Этот весьма широко распространенный тип шарикового подшипника представлен как открытой модификацией (209), так и закрытыми — металлическими шайбами и резиновыми или пластмассовыми уплотнениями. 60209 — подшипник, закрытый с одной стороны металлической шайбой, 80209 — закрыт шайбами с обеих сторон (не нуждается в смазке, так как она уже внесена на заводе-изготовителе). 180209 — подшипник, закрытый с двух сторон резиновыми заглушками, со смазкой. Подшипник 50209 — открытый подшипник, отличием которого от просто 209 является проточка на внешней линзе под стопорное кольцо.
Подшипники этого типа выпускаются на многих отечественных заводах, наиболее качественные — выпускаются на 3 подшипниковом заводе (г. Саратов) и 23 (Вологда, или VBF), дешевые и относительно сносного качества — на СПЗ-4 (г. Самара). Цена первых составляет 220 — 240 рублей, вторых — в два раза дешевле (оптом).
Выпускается масса разновидностей по дополнительным требованиям к эксплуатации подшипника и материала, из которого он произведен. Это усиленные подшипники (А справа от основного обозначения), с сепаратором из безоловянистой бронзы (Б), текстолита (Е), нержавеющей стали (Ю). Дополнительный тепловой зазор проставляется самой первой цифрой 0 справа от класса точности подшипника (76 — 209 — группа теплового зазора — 7, класс точности — 6) и может быть равен 2, 3, 4, 7, 8, но в основном выпускаются и пользуются спросом подшипники с увеличенным зазором 7 (76-180209 или 70-180209).
Внутренний диаметр – 45 мм;
Наружный диаметр – 85 мм;
Высота – 19 мм;
Масса – 0,41 кг;
Количество шариков — 9 шт.;
Диаметр шарика — 12,7 мм;
Номинальная частота вращения — 9 000 об/мин. (у закрытого подшипника эта величина меньше);
Грузоподъемность динамическая — 33,2 кН.
Импортные подшипники данного типоразмера обозначаются как 6209 /Рх (где х — класс точности изготовленного подшипника и варьирует от 2 до 6) с дополнительными обозначениями защитных шайб и заглушек как Z, ZZ или 2RS. Например, 6209 2RS — обозначение для подшипника 180209 (RS — резиновые заглушки, Z — металлические), принятое у импортных подшипников. Тепловой зазор обозначается через букву С. С3 — аналог нашего 70 зазора. Существует очень много различных производителей, цены на продукцию которых могут различаться во много раз, также, как и качество. Кроме того, цена очень сильно зависит от материала сепаратора, наличия заглушек, типа смазки и многих других параметров. Самые дешевые из импортных подшипников — FBJ стоят около 160 рублей (если Вам предлагают «импортный» подшипник дешевле этой цены, то это повод усомниться в его качестве и порядочности продавца), наиболее же дорогие марки (FAG, SKF, KOYO и другие) имеют цену до 600 рублей (при этом открытые модификации, естественно, несколько дешевле закрытых).
Подшипник широко применяется в автомобильной технике. Так, к примеру, открытый тип применяется в следующих узлах:
Подшипник с проточкой под стопорное кольцо установлен в коробку передач грузовых автомобилей ГАЗ и САЗ, автобусов ПАЗ.
Схема подшипника 209 (60209, 80209, 180209, 6209)